nocrop.jpgЮрий Яблоков, владелец и руководитель ГК «Нордтекс»: «Стабильности в бизнесе я не вижу»

— В этом году мы выросли примерно на 13 процентов. При этом ключевые наши направления — производство спецтканей — выросло на шесть процентов, домашний текстиль увеличился на 26 процентов. Мы уже второй год проводим общий глобальный проект модернизации производства: в 2021 году закупили и установили оборудования примерно на 600 миллионов рублей, год назад у нас было примерно столько же инвестиций. Это главные действия, которые были сделаны.

Два фактора оказали в 2021 году критическое влияние на текстильную промышленность — пандемия и рост стоимости сырья. В домашнем текстиле произошло увеличение интернет-продаж, которые развивались активнее, чем офлайн-продажи. Движком рынка спецтканей является рынок спецодежды, который напрямую зависит от состояния промышленности в целом. Когда промышленность «кашляет», как в коронавирусные годы, то первое, на чем начинают экономить, — это охрана труда. Компании затягивают с обновлением старой спецодежды, поэтому спрос на нее резко падает.

Сейчас восстановление рынка спецодежды началось, но накатывает новая волна — рост стоимости хлопка. Хлопок рос в цене в течение всего последнего года. Все ожидали, что новый урожай подавит рост цен, но он только усилился: сейчас мы видим полуторакратный рост стоимости хлопка, по сравнению с прошлым годом. И те компании, которые имеют годовые бюджеты на закупку спецодежды и не могут их пересмотреть, жестко стоят на том, что готовы приобретать спецодежду, но по ценам 2020 года. Естественно, поставлять по прошлогодним ценам невыгодно. И сейчас производители, которые имеют определенные запасы по прочности, стараются уменьшать свои производственные объемы, а кто вынужден выпускать продукцию на любых условиях — работают даже в убыток.

Другие важные для нас виды сырья, такие как полиэстер, также выросли в цене. Все это повлияет на рост цен на готовую продукцию сейчас и в будущем, и от него мы никуда не денемся.

Чего-то стабильного в бизнесе я вообще не вижу. Сейчас более простая ситуация с финансами, потому что уменьшилась стоимость средств, доступ к деньгам улучшился. Кроме того, Минпромторг продолжает субсидировать развитие и модернизацию предприятий. Мы стараемся пользоваться этими возможностями. Все остальное предельно турбулентно, особенно сырьевая база. Есть дефицит персонала, и его набор происходит чрезвычайно сложно. Что касается продукта, то он постоянно меняется, и для нас это стандартная ситуация. Однако механизмы компании настроены так, что нам не требуется ручное управление, а есть процедуры, по которым эти изменения могут происходить.

Сырьевая база, которую в этом году сильно лихорадит, критически важна для нас. Мы сменили часть поставщиков пряжи, но наша зависимость от цен и сроков поставки пряжи велика. Поэтому мы активно ведем запуска собственного прядильного производства. В ближайшие два года планируем инвестировать более 1,1 миллиарда рублей.

Это не столько амбициозный проект, сколько жизненно необходимый. Его надо делать. Когда мы завершим, то будем в лидерах и по качеству производства, и по ассортименту.

Что касается спроса, то в 2022 году спрос во всех направлениях будет сопоставим с текущим годом. Мы не видим критических изменений, что люди стали меньше или больше покупать.

Наиболее серьезный фактор, который повлияет на спрос в будущем году, связан с проблемами в логистике. У нас оборудование, которое мы приобрели в Китае, месяц стояло в порту Владивостока без разгрузки на кораблях. И, кстати, по этой причине мы также задерживаем свой крупный проект по модернизации и сможем завершить его не в следующем году, как планировали ранее, а только в 2023-м.

Но если говорить о нашем конечном продукте, то для нашей компании проблемы с импортом в целом выгодны. Из-за нестабильных поставок из-за границы к нам стали чаще обращаться торговые компании, которые раньше специализировались на импортной продукции. Многие пытаются найти замену импорту внутри России. И, безусловно, это повысит результаты наших продаж в следующем году. По выручке мы планируем показать минимум 20 процентов роста. Мы прирастем примерно поровну за счет роста цен и в количественном выражении, так как увеличиваем свою рыночную долю.

Беседовала Софья Инкижинова

Эксперт 1-2 2002